Блог

Участник пилота цифрового рубля рассказал, как новую валюту будут использовать в государственном бюджете

В октябре этого года цифровой рубль начнёт использоваться в ограниченном кругу государственных операций, а полноценное применение валюты в бюджетных доходах и расходах планируется с 1 января 2026 года. Среди преимуществ использования цифрового рубля в государственном секторе эксперты выделяют возможность отслеживания использования средств.

«Этому способствует свойство умных денег. При использовании наличных или безналичных денег нельзя достоверно проследить цепочку их использования . А цифровой рубль имеет свойства «крашеных» умных денежных средств. Также в применении ЦР можно заложить определённую бизнес-логику: приложить к финансированию дополнительную контрактную оркестрацию. В этом отношении все операции с федеральным бюджетом подходят для использования цифрового рубля», — Николай Адеев, Борт №1 Abanking.

Так, новая валюта может помочь минимизировать нецелевое использование средств. Эта функция может применяться и по отношению к физическим лицам — например, для отслеживания использования государственных субсидий, таких как материнский капитал. Но для такого расширения использования цифрового рубля во всех сферах деятельности необходима контролирующая инфраструктура.
«На старте проекта, как мне кажется, государство может выделить системообразующие банки, и в их рамках уже выделять субсидирование цифровыми рублями определённых замкнутых цепочек, без точек вывода основной контрактной массы в безналичную или наличную форму. Подрядчики должны будут работать в инфраструктуре этих банков», — Николай Адеев, Борт №1 Abanking.

Например, если подрядчик хочет работать с гособоронзаказом, ему нужно будет открыть счёт в одном из банков-участников инфраструктуры цифрового рубля. Этот банк обеспечит финансовое посредничество между платформой Банка России и конечными юрлицами внутри контрактного сегмента.
«Возможно, образуются отраслевые кластеры вокруг системных банков. Например, вокруг одного банка консолидируются все расчёты в оборонном секторе, вокруг другого — расчёты в строительной сфере. Но важно, чтобы подрядчики, которые взаимодействуют в этих цепочках, жили в инфраструктуре, которая поддерживает работу с цифровым рублём и обеспечивает движение основной доли ликвидности в этой форме денег, при всех взаиморасчётах», — Николай Адеев, Борт №1 Abanking.
Также использование цифрового рубля в государственном бюджете может упростить отчётность юридических и физических лиц по расходу субсидированных и грантовых средств. Благодаря смарт-контрактам государство сможет автоматизированно управлять целевым назначением при исполнении, а не через механизм защищаемой отчётности, как это происходит сейчас.
«Такую отчётность можно будет автоматизировать. Но только при условии, что смарт-контракты будут сконфигурированы таким образом, чтобы получатель мог потратить средства только на определённого поставщика с конкретными свойствами. Так, контроль будет происходить на уровне свойств денег», — Николай Адеев, Борт №1 Abanking.
При этом регулятор перенёс старт массовой работы с валютой с 1 июля 2025 года на 1 июля 2027 года. Перенос связан с возникновением различных проблем: от информационной безопасности до неясности экономической модели для банков участников. Эксперты предполагают, что целесообразность использования цифрового рубля может возникнуть, если государство переведёт работу в определённых сегментах субсидирования исключительно на цифровой рубль.

«Пока банки не понимают, как зарабатывать на новой форме денег. Но если какую-то категорию расходов государство будет производить в цифровых рублях, например, выдачу льготной ипотеки, то банки, которые не будут поддерживать инфраструктуру цифрового рубля, не получат субсидирование Министерства финансов и не смогут выдать его конечным заёмщикам. Тогда целесообразность внедрения цифрового рубля станет понятной: платформа ЦР станет доступом для банка к взаимодействию с определёнными сегментам компаний или граждан», — Николай Адеев, Борт №1 Abanking.

Цифровой рубль